Соку́ров Александр Николаевич (р. 1951), кинорежиссёр. Дар документалиста-аналитика проявился в фильме «Мария» (1978), «Альтовая соната. Дмитрий Шостакович» (1981), «Жертва вечерняя» (1984), «Элегия» (1985), «Московская элегия» (1987) и др. Работает в области метафорически-пластического, интеллектуального кино: «Одинокий голос человека» (1978), «Скорбное бесчувствие» (1985), «Дни затмения» (1988), «Круг второй» (1993), «Мать и сын» (1997), «Молох» (1999) и др. Государственная премия Российской Федерации (1996).
* * *
СОКУРОВ Александр Николаевич - СОКУ́РОВ Александр Николаевич (р. 1951), российский кинорежиссер, сценарист. Работает в документальном и игровом кино. Государственная премия Российской Федерации (1997, 2001).
В творчестве Сокурова органично сочетаются тонкое понимание природы и возможностей кинематографической выразительности с глубиной авторского замысла. В 1978 дебютировал документальным фильмом «Мария» (завершен в 1988). Поставил фильмы: «Одинокий голос человека» (1978-1987, по А. П. Платонову), «Скорбное бесчувствие (1983-1987, по Б. Шоу), «Камень» (1992), «Тихие страницы» (1993, по мотивам русской классики), «Духовные голоса», «Восточная элегия» (оба 1995), «Мать и сын» (1997, приз Московского кинофестиваля). В фильмах «Молох» (1999) и «Телец» (2001) обратился к анализу внутреннего мира Гитлера и Ленина. В 2002 поставил фильм «Русский ковчег», повествующий в реальном времени об экскурсии по Эрмитажу. В 2003 его фильм «Отец и сын» быд удостоен приза Фипресси (кинопрессы) на Каннском кинофестивале.